среда, 26 июля 2017 г.

Знакомим малыша с шахматами


 Существует масса способов занять малыша: активные игры, совместное чтение, диалог. Но ребёнка можно не только занять чем-то, сглаживая его капризы, например. Параллельно можно развивать его. Шахматы - отличный вариант! Не думаю, что найдётся человек, который будет оспаривать пользу этой древней игры. Итак, учим ребенка шахматам.

  О пользе шахмат.

  Шахматы развивают логическое мышление, интеллект, тренируют усидчивость и помогают подготовить ребёнка к школе. К тому же, эта прекрасная игра может стать красивым (по-своему) хобби, увлечением на всю жизнь. А может быть, и профессией. Если повезёт, то человек, увлекающийся шахматами, сможет также найти себе интеллектуальных единомышленников или (если повезёт сильно) друзей.
  

  Когда начинать?

  
  Шахматами можно смело начинать заниматься с 5 лет. При наличии подходящей секции - с 3 лет. Некоторые педагоги практикуют занятия с двухлетними детьми, но это редкость.
Но как же быть, если подходящей секции нет в вашем городе? Что, если малышу только 1,5 года, а вы уже хотите начать знакомить его с древней игрой? Соберите все свои педагогические способности в кулак и начинайте действовать! Вооружаемся терпением и книгами, учим ребенка шахматам! 
  

  О наших занятиях.


  Расскажу немного о своём личном опыте. Первое, что я сделал, решив начать заниматься шахматами со своим полуторагодовалым сыном, - купил книгу И. Сухина "Шахматы для самых маленьких". В книге даются советы по урокам в игровой форме, но предназначена она для детей от 2,5 лет. Ничего страшного! Для себя я решил, что пока буду самостоятельно знакомить малыша с фигурами, а книгу изучать параллельно, на будущее. К тому же, существует вероятность, что юный шахматист будет развиваться с опережением графика, и помощь книги нам понадобиться раньше положенного срока.
На первом занятии я приоткрыл шахматы (не показывая малышу начинку, чтобы сохранить интригу) и достал пару фигурок - чёрную и белую. Объяснил, что они называются пешками. Занятие длилось не более пяти минут. Через день (не форсируем события) я снова подозвал малыша и приоткрыл шахматы. Когда я только взял в руки доску, он уже сам сказал: "Пешки!". Сказал, улыбаясь. Я решил, что это хороший знак. В этот раз мы учились различать чёрный и белые пешки. Потом ещё минут пять просто играли с ними (катали на машинке, например).
  Ещё через день, закрепив материал о пешках, мы открыли для себя коней. Заметьте, не "иго-го", а именно "конь"! С конями играть стало интереснее, это уже полноценные персонажи. Так, удостоверившись в том, что интерес у ребёнка присутствует, я решил заниматься по 10-15 минут по вторникам, четвергам и субботам. Как только малыш начинал отвлекаться, мы немедленно прекращали занятие.
  На следующем уроке мы достали слонов. После чего поставили из на доску вместе с пешками и конями. Я сказал малышу: "Дай маме черного коня" - он немного подумал и дал маме черного коня! Мы проделали это со всеми фигурами. Малыш их запомнил!
Потом мы добавили ладьи, королей и ферзей. И теперь полуторагодовалый шахматист знает все шахматные фигуры! Дальше я планирую закреплять пройденный материал и дать ребёнку возможность просто "наиграться". Почувствовать, как фигуры скользят по доске, оценить красоту их форм, подключить фантазию. Думаю, скоро мы приступим к занятиям по книге "Шахматы для самых маленьких".


  Конечно, невозможно научить малыша в 1,5 года играть. Но я сумел заинтересовать его и, надеюсь, сделал первый шаг к будущему освоению столь полезной и красивой игры. А бонусом я получил положительные эмоции и бесценные минуты, проведённые за занятиями с сыном!

Комментариев нет:

Отправить комментарий