Существует масса способов занять малыша: активные игры,
совместное чтение, диалог. Но ребёнка можно не только занять чем-то, сглаживая
его капризы, например. Параллельно можно развивать его. Шахматы - отличный
вариант! Не думаю, что найдётся человек, который будет оспаривать пользу этой
древней игры. Итак, учим ребенка шахматам.
О пользе шахмат.
Шахматы развивают логическое мышление, интеллект, тренируют
усидчивость и помогают подготовить ребёнка к школе. К тому же, эта прекрасная
игра может стать красивым (по-своему) хобби, увлечением на всю жизнь. А может
быть, и профессией. Если повезёт, то человек, увлекающийся шахматами, сможет
также найти себе интеллектуальных единомышленников или (если повезёт сильно)
друзей.
Когда начинать?
Шахматами можно смело начинать заниматься с 5 лет. При
наличии подходящей секции - с 3 лет. Некоторые педагоги практикуют занятия с
двухлетними детьми, но это редкость.
Но как же быть, если подходящей секции нет в вашем городе?
Что, если малышу только 1,5 года, а вы уже хотите начать знакомить его с
древней игрой? Соберите все свои педагогические способности в кулак и начинайте
действовать! Вооружаемся терпением и книгами, учим ребенка шахматам!
О наших занятиях.
Расскажу немного о своём личном опыте. Первое, что я сделал,
решив начать заниматься шахматами со своим полуторагодовалым сыном, - купил
книгу И. Сухина "Шахматы для самых маленьких". В книге даются советы
по урокам в игровой форме, но предназначена она для детей от 2,5 лет. Ничего
страшного! Для себя я решил, что пока буду самостоятельно знакомить малыша с
фигурами, а книгу изучать параллельно, на будущее. К тому же, существует
вероятность, что юный шахматист будет развиваться с опережением графика, и
помощь книги нам понадобиться раньше положенного срока.
На первом занятии я приоткрыл шахматы (не показывая малышу
начинку, чтобы сохранить интригу) и достал пару фигурок - чёрную и белую.
Объяснил, что они называются пешками. Занятие длилось не более пяти минут.
Через день (не форсируем события) я снова подозвал малыша и приоткрыл шахматы.
Когда я только взял в руки доску, он уже сам сказал: "Пешки!".
Сказал, улыбаясь. Я решил, что это хороший знак. В этот раз мы учились
различать чёрный и белые пешки. Потом ещё минут пять просто играли с ними
(катали на машинке, например).
Ещё через день, закрепив материал о пешках, мы открыли для
себя коней. Заметьте, не "иго-го", а именно "конь"! С
конями играть стало интереснее, это уже полноценные персонажи. Так,
удостоверившись в том, что интерес у ребёнка присутствует, я решил заниматься
по 10-15 минут по вторникам, четвергам и субботам. Как только малыш начинал
отвлекаться, мы немедленно прекращали занятие.
На следующем уроке мы достали слонов. После чего поставили
из на доску вместе с пешками и конями. Я сказал малышу: "Дай маме черного
коня" - он немного подумал и дал маме черного коня! Мы проделали это со
всеми фигурами. Малыш их запомнил!
Потом мы добавили ладьи, королей и ферзей. И теперь
полуторагодовалый шахматист знает все шахматные фигуры! Дальше я планирую
закреплять пройденный материал и дать ребёнку возможность просто
"наиграться". Почувствовать, как фигуры скользят по доске, оценить
красоту их форм, подключить фантазию. Думаю, скоро мы приступим к занятиям по
книге "Шахматы для самых маленьких".
Конечно, невозможно научить малыша в 1,5 года играть. Но я
сумел заинтересовать его и, надеюсь, сделал первый шаг к будущему освоению
столь полезной и красивой игры. А бонусом я получил положительные эмоции и
бесценные минуты, проведённые за занятиями с сыном!
Комментариев нет:
Отправить комментарий